Регулирование антимонопольной деятельности

Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК: 338.23

Аляутдинова М. С.

студентка института непрерывного образования Московский государственный университет пищевых производств

Толкачева С. В.

кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ

В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции, проанализированы основные направления деятельности государства, направленные на поддержание конкурентной среды, а также на устранение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства участниками экономических отношений.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, защита конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса.

Участие государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В процессе формирования более сложных хозяйственных связей появилась необходимость изменения форм и объемов деятельности государства в регулировании экономической сферы. По мере развития рыночной экономики появляется свойственная рынку тенденция к монополизации.

Фундаментом рыночного саморегулирования является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность функционирования которого зависят в современных условиях исключительно от соответствующей государственной стратегии в этой области .

Конкуренция — это соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимального дохода (прибыли). Конкуренция и система рынков выносят свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовывать производство и как следует распределять результаты производительного труда между экономическими единицами .

Конкуренция стимулирует развитие и внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, расширение выбора для потребителей, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

Свободное ценообразование и свободный рынок являются идеальными условиями для совершенной конкуренции. Совершенной конкуренцией называют такое состояние экономики, при котором на рынке присутствует неограниченное число продавцов и покупателей однородного товара. Для рынка совершенной конкуренции характерно отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль новых продавцов и выхода с рынка, а также полная информационная прозрачность. При таком состоянии рынка отдельная фирма не имеет возможности влиять на формирование цены.

В реальности соблюдение всех условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Основная черта рынка несовершенной конкуренции — это возможность отдельных продавцов и покупателей в той или иной степени оказывать влияние на цену.

Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических

выгод. В погоне за сверхприбылью компания-монополист может искусственно ограничивать производство и поднимать цены, нарушая тем самым механизм рыночного регулирования экономики. Из-за отсутствия конкурентов часто монополист может иметь высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет его мотивацию к усовершенствованию производства и повышению качества продукции. Чрезмерная монополизация ведет к нерациональному распределению ресурсов, повышению цен на внутреннем рынке, а также резкой дифференциации доходов населения и росту социальной напряженности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, существуют отрасли, для которых оптимальным является большой размер предприятий, так как достижение минимальных средних издержек и максимального качества возможно только при больших объемах производства. Поэтому, государственная антимонопольная политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого равновесия на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения механизмов саморегуляции рынка.

Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих функционирование экономической системы и достижение всех социально-экономических целей, является государственная антимонопольная политика. Принятие правильных мер по регулированию монополий способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В настоящее время проблема антимонопольного регулирования в России крайне актуальна. Она имеет как экономическое, так и социальное значение.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) .

Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Проанализировав деятельность органов исполнительной власти в сфере антимонопольного регулирования за последние несколько лет, мы можем наблюдать положительную тенденцию. Была усовершенствована законодательная база, проведена работа по пресечению нарушений. Однако на сегодняшний день остается еще много задач, требующих решения.

Одним из основных направлений деятельности государства в сфере антимонопольного регулирования является борьба с недобросовестной конкуренцией. Запрет на недобросовестную конкуренцию устанавливает Федеральный закон N 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации .

В настоящее время недобросовестная конкуренция приобрела множество различных форм: дискредитация конкурентов, демпинг цен, хищение интеллектуальной собственности, методы силового воздействия, лишение конкурентов рынка сырья или сбыла, сговор и другие методы незаконного воздействия.

Можно выделить следующие основные черты недобросовестной конкуренции:

— стремление компании добиться успеха при помощи незаконного использования результатов деятельности конкурента, а не за счет собственных достижений;

— применение каких-либо противоправных мер воздействия, как непосредственно на компанию-конкурента, так и путем ложных и вводящих в заблуждение утверждений.

При реализации стратегии государства, направленной на пресечение недобросовестной конкуренции, должны применяться как прямые, так и косвенные методы воздействия. К прямым методам можно отнести такие методы как защита интеллектуальной собственности, регулирование рекламной деятельности, создание и усовершенствование законодательной базы и контроль за ее соблюдением.

Проконтролировать все стороны деятельности участников экономических отношений практически невозможно, поэтому не менее важными являются косвенные методы воздействия, направленные на стимулирование самих производителей к деятельности по предотвращению недобросовестной конкуренции.

Также существенную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией играют саморегулируемые предпринимательские и общественные объединения. При этом деятельность производителей контролируется не только государством, но и коллегами-профессионалами, знающими все детали данной отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве важных мер по созданию конкурентной среды и предотвращению чрезмерной монополизации рынка также следует отметить политику государства по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Она может осуществляться посредством субсидий из федерального и региональных бюджетов, создания и развития инфраструктуры информационно-консультационной поддержки, создания гарантийных фондов для предоставления поручительств по обязательствам. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России реализуются уполномоченным органом — Министерством экономического развития Российской Федерации.

Для облегчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес применяется особый налоговый режим — упрощенная система налогообложения.

Однако на сегодняшний день в России существует еще много препятствий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, предпринимателями отмечаются сложности в получении кредитов, высокие налоги и сборы. Вместе с тем государственная помощь не всегда доходит до адресатов в полном объеме, что является серьезным негативным фактором для развития препирательства.

Необходимо принимать меры по снижению и устранению административных барьеров, а также по противодействию коррупции. Мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса имеют большое значение для сохранения здоровой конкурентной среды и экономики в целом.

Необходимо отметить, что в экономической структуре присутствуют такие области, поддержание и сохранение конкуренции в которых нецелесообразно. Такие области рынка переходят в категории «естественных монополий».

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

К естественным монополиям относятся такие сферы как железнодорожные перевозки, услуги по передачи электроэнергии, водоснабжение и водоотведение, транспортировка нефти и газа, услуги общедоступной почтовой связи.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий имеет большое экономическое и социальное значение.

Особенно важной и сложной задачей является соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей услуг. С одной стороны, необходимо обеспечить доступность услуг для потребителей, с другой стороны, экономическую

эффективность деятельности производителя данных услуг, получение им необходимой валовой выручки и прибыли, для дальнейшего функционирования и развития.

Для достижения данных целей необходим детальный анализ производственно-хозяйственной деятельности естественных монополий и выбор оптимального метода регулирования. Также важной составляющей является проведение мероприятий по повышению открытости деятельности органов власти и снижению уровня коррупционных рисков.

По нашему мнению, инфляция в нашей стране — это результат деятельности монополий. В России отсутствует свободная конкуренция, при которой объем и скорость обращения денежных средств определяют динамику цен. Мы находимся в условиях дефицита денег. При девальвации рубля и росте цен на импорт, монополии подстраиваются и поднимают цены и на российское продовольствие.

Очевидно, что государственное регулирование монополий и защита конкуренции является обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны. Осуществляемая социально-экономическая политика должна защищать свободу предпринимательства от грабительских действий ряда монополий. Для достижения результата необходима беспрерывная работа над созданием и совершенствованием механизмов государственного стимулирования и контроля экономических отношений.

Литература

1. Богданов, Д. Д. Институциональные аспекты регулирования ценового поведения доминирующей фирмы // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 1. — С. 15-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Богданов, Д. Д. Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 91-103.

3. Кузнецова, Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства / Е.И. Кузнецова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 383 с.

4. О естественных монополиях : Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система Консультант плюс.

5. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.

6. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.

7. Смирнова, О. О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления // Приволжский научный вестник. — 2013. — № 9 (25). — С. 43-45.

8. Смирнова, О. О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России И ЕС // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. — № 9 (260). — С. 57-61.

9. Смирнова, О. О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 5-6. — С. 67-73.

10. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования // Научное обозрение. — 2013. — № 6. — С. 92-95.

11. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 77-90.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-antimonopolnoe-regulirovanie-i-zaschita-konkurentsii

10. Государственное антимонопольное регулирование.

Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.

Спецификой монополизма в России является также то, что монополистические структуры формировались «сверху». Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства.

В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, в которых оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в отраслях с растущей экономией на масштабах производства, что подразумевает, что издержки производства снижаются по мере увеличения объема выпуска. Данная ситуация наиболее характерна для таких отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация, для почтовых и транспортных услуг. В таких отраслях подчас существуют лишь одна или немного фирм, находящихся в монопольном, либо олигопольном положении. В России естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка». Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 1997 г. — Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации — ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)).

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

• подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

• разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

• осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

• контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

• контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1843732/page:7/

Правовые основы антимонопольного контроля Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

4 ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.В. Камаева

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Целью антимонопольного регулирования является установление и реализация правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции, ограничения монополистической деятельности и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд* 1.

Антимонопольные органы уполномочены выявлять следующие виды нарушений законодательства:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

2) ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов;

3) ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти;

4) недобросовестная конкуренция;

5) ненадлежащая реклама;

6) нарушение законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Председатель судебного состава Арбитражного суда Республики Марий Эл, канд. юрид. наук, доцент.

1 Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 // Российская газета. — 2004. — № 162. — 31 июля.

Марийский юридический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 8

Злоупотребление доминирующим положением

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о конкуренции необходимо установление его доминирующего положения на определенном товарном рынке. Факт доминирования определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 5 Закона о конкуренции. При этом указанная статья не требует включения хозяйствующего субъекта в специальный Реестр в качестве условия признания его положения доминирующим1.

Компетенцией по определению доминирующего положения обладает антимонопольный орган. Само по себе наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки хозяйствующего субъекта, доминирующего на товарном рынке, сохранить или укрепить свое положение (рыночную власть), используя определенные методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие ее, наносящие ущерб конкурентам, а также другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольным органом2.

Перечень запрещенных действий хозяйствующего субъекта, имеющийся в пункте 1 статьи 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим.

Условием для признания действий субъекта экономической деятельности монополистическими является установление арбитражным судом факта осуществления хозяйствующим субъектом действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц с целью, направленной на извлечение сверхприбыли, получение льгот и рыночного превосходства над конкурентами.

Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

Статья 11 Закона о защите конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам заключать соглашения (осуществлять согласованные действия на товарном рынке), которые направлены на ограничение конкуренции.

Условия квалификации согласованных действий хозяйствующих субъектов определены в статье 8 Закона о защите конкуренции. Соглашения между

1 О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 № 30 // Вестник ВАС РФ. — 2008. — № 8. — Пункты 4, 13.

2 Хохлов Д.В. Обобщение судебно-арбитражной практики дел, рассмотренных ФАС СЗО, связанных с применением антимонопольного законодательства // Арбитражные споры. — 2007. -№ 3.

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов ограничивают конкуренцию, если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос.

Чаще всего выявляются факты согласованности действий между поставщиками и розничными сетями на товарном рынке. При этом хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 Закона о кон-куренции1.

Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов антимонопольных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению2.

Практика антимонопольного регулирования показала, что антиконкурентные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.

1 О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 // Вестник ВАС РФ. — 2008. — № 8. — Пункт 7.

2 Там же. — Пункт 8.

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Недобросовестная конкуренция

Понятие недобросовестной конкуренции приведено в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, согласно которому недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Антимонопольное законодательство рассматривает в качестве объективной стороны недобросовестной конкуренции действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), то есть его активное поведение на рынке. Бездействие по российскому законодательству не относится к недобросовестной конкуренции.

Указанные действия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

2) противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам;

4) нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Законодатель, используя морально-этические понятия при оценке конкуренции (добропорядочность, разумность, справедливость), никак их не раскрывает. Эти категории носят оценочный характер, что расширяет область судебного усмотрения и доказательственную базу в сфере пресечения различных форм недобросовестной конкуренции. В этом случае в качестве нравственного и юридического масштаба для оценки поведения недобросовестного предпринимателя должны применяться общие гражданско-правовые требования добросовестности, разумности и справедливости1. Именно поэтому законодатель предпочитает идти по пути приведения примерного перечня актов недобросовестной конкуренции, исходя из того, что нельзя ей дать точного опре-деления2.

Ненадлежащая реклама

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, как общим (статьи 5-10 Закона о рекламе), так и специальным, к рекламе товаров, услуг определенного вида (статьи 21-30 Закона о рекламе).

1 Тотьев К.Ю. Недобросовестная конкуренция во Франции и России: сравнительно-правовая характеристика // Законодательство и экономика. — 2007. — № 2.

2 Волков А.В. Недобросовестная конкуренция и злоупотребления доминирующим положением на рынке как формы злоупотребления правом // Законность. — 2009. — № 11.

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Понятия недобросовестной и недостоверной рекламы раскрываются в частях 2 и 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба, которая наделена следующими полномочиями:

— предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Статьей 38 Закона о рекламе определено, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

Нарушение законодательства о государственных закупках

Правительством РФ на Федеральную антимонопольную службу возложены функции контроля в сфере размещения заказов1.

ФАС России в сфере размещения государственного заказа преследует три цели — это развитие конкуренции, борьба с коррупцией и экономия бюджетных средств. А главные рычаги в борьбе с нарушениями — это совершенствование законодательства в сфере размещения госзаказа и контроль за его исполнением2.

1 О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд: постановление Правительства Российской Федерации от 20 февр. 2006 г. № 94 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 9. -Ст. 1017.

2 Евраев М.Я. Откаты достигают половину стоимости контракта // Директор. — 2008. — № 3.

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам. Статья 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) регламентирует порядок проведения контроля антимонопольными органами соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Размещение заказа также может быть признано судом недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Закона о размещении заказов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Кроме того, в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ подлежат рассмотрению заявления участников размещения заказа об оспаривании решений и предписаний антимонопольных органов, вынесенных по результатам плановых и внеплановых проверок процедуры размещения заказа.

Также в соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

В обобщенном виде можно сформулировать следующие нарушения действующего законодательства, имеющие место в процессе организации и проведения торгов для государственных и муниципальных нужд:

1) нарушение процедуры проведения торгов, установленной законом;

2) необоснованное предоставление льгот хозяйствующим субъектам;

3) ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, установление критериев, требований и процедур, носящих дискриминационный характер;

4) нарушение заказчиками основных принципов торгов — открытости, равноправия, экономичности, эффективности;

5) замена процедуры открытых торгов на закупку продукции на закрытых торгах или у единственного источника без всякого обоснования;

6) формирование конкурсной документации под конкретного поставщика;

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

7) недопущение к участию в торгах субъектов малого бизнеса.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе гражданско-правовую и административную.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Верхолётов*

ПРАВА НА ДОМЕННОЕ ИМЯ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Несмотря на обилие субъектов правового регулирования в области доменных имен, реальные права на эти имена принадлежат только их владельцам (производным от них правообладателям) и пользователям. Другие субъекты также обладают определенными правами, но их права не являются интеллектуально-правовыми. Права администраторов и регистраторов носят технический характер и связаны с осуществлением ими регистрационных и управленческих функций, но при этом они не приобретают никаких правовых возможностей по использованию доменных имен по своему усмотрению и к своей выгоде, а лишь предоставляют другим лицам возможность участия в интеллектуально-правовых отношениях по поводу их.

Наиболее значимой фигурой в таких отношениях является первичный правообладатель — владелец доменного имени. Именно ему принадлежит наибольший объем прав, поскольку он является либо создателем доменного имени, либо его получателем, и в зависимости от способа приобретения прав на доменное имя определяются правовые возможности владельца.

Лицу, творческим трудом которого создано оригинальное наименование доменного имени, позволяющее идентифицировать информационный ресурс в сети Интернет и при других способах адресации, предоставлен больший объем прав, определяемый исходя из его возможности не только создать доменное имя, но и осуществить его регистрацию, чтобы получить статус владельца.

Таким образом, следует выделить вытекающее из ст.44 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о свободе творчества, принадлежащее каждому человеку в силу факта его рождения право на создание результата интеллектуальной деятельности, выражающееся в данной области общественных отношений в праве на создание доменного имени. Данное право как частный случай естественного права на интеллектуальную собственность входит в международную систему естественных прав, гарантирован-

Канд. юрид. наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-antimonopolnogo-kontrolya

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *